Учись учиться, и немного про мотивацию!

Привет, друзья!

Долго ломал голову над тем, что бы такое интересное написать. Ведь хочется делиться с вами не банальной статьей по саморазвитию, которых и так в интернете полно. Хочется рассказать что-то интересное, прожитое на собственном опыте. Ответ нашелся сам собой, когда я начал читать предыдущую статью, где немного затронул свою биографию.

мотивация учиться

Золотая медаль в школе, красный диплом в универе… А напишу-ка про то, как хорошо учиться. Но не банально, а с уклоном в психологию. Хотите узнать, кого я считаю лучшими учителями? И какое обучение является самым эффективным и быстрым?

Для начала про учебу в школе и в ВУЗе

Если смотреть с точки зрения психологии, то тут сразу на ум приходит мотивация. Мы сейчас отбрасываем такие понятия как природный талант, склонность к определенным предметам и прочее. А поговорим про мотивацию, т.е. что заставляло нас учиться в школе? Одни учились хорошо, чтобы завоевать одобрение родителей и учителей, другие, наоборот, чтобы не «получить втык» за плохие оценки.

Первые четыре класса я учился в обычной городской школе, а потом в пятом классе родители отдали в гимназию, которая входила в тройку лучших школ города по успеваемости. Конечно, учиться там было намного сложнее. Троечников у нас отчисляли, и они тут же становились хорошистами и отличниками в других школах 🙂 Директор у нас была строгая тетенька, которую все боялись и уважали. И она нам всегда внушала: «Учитесь хорошо, чтобы потом продать подороже свои мозги». То есть мотивация у нас была, в большей степени, в виде прекрасного будущего 🙂

Если в школе пока еще не очень понятно, зачем именно учиться (ведь так хочется играть), то в высших учебных заведениях все понятно: учимся, чтобы получить получить профессию и пойти работать (кушать-то надо) или чтобы не «загреметь» в армию (актуально для нас, парней). То есть мотивация учиться становится более определенной.

А вот еще взгляд на мотивацию с необычной стороны. Найдено на просторах интернета:

Смотрю, как студенты понтуются, кто из них больше ни фига не делал и всё сдал.
Эх…
Когда я был студентом, я сдавал право одной очень милой женщине. Она была практикующим юристом, и я ожидал, что такой специалист меня сейчас будет гонять от и до по всему конспекту.
Она посмотрела на меня и, ничего не спрашивая, поинтересовалась:
— Оценку вам какую ставить?
— Э… Пять хотелось бы
— Отлично, — сказала она, и стала писать в зачётке
— А вы что, даже ничего спрашивать не будете? — удивился я.
Она оторвалась от заполнения зачётки, внимательно посмотрела на меня и сказала:
— Запомните, молодой человек, чем меньше вы знаете, тем более ценна я как специалист.
Эта фраза мне запомнилась на всю жизнь и больше я не страдал фигнёй во время занятий.
И сейчас самое время мне, уже доценту и одновременно практикующему проектировщику зданий, повторить то же самое:
Господа студенты, не учитесь, пожалуйста! Старайтесь как можно больше получить на халяву! Чем меньше вы знаете по окончании института, тем более ценен я как специалист и тем большую зарплату я могу потребовать за свои услуги!

С мотивацией разобрались, теперь другой вопрос. А существует ли какая-то технология или хотя бы советы, как улучшить успеваемость? Да, такой метод есть, и скоро на блоге появится интервью с его создателем. Рекомендую подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить! Также после интервью будет дана ссылка на его работу, которая будет полезна как школьникам, так и родителям школьников.

Лучшие учителя жизни — кто они?

Давайте поговорим об обучении в более широком смысле этого слова. Лучше всего знания, умения и навыки закрепляются тогда, когда они подтверждены практическим опытом. Допустим, мы хотим получить какой-то результат, например, научиться ездить на велосипеде. Мы можем долго изучать из чего состоит велосипед, как правильно садиться, как необходимо держать равновесие, как правильно крутить педали и тому подобное. Но пока не сядешь и не попробуешь проехать, пока не упадешь десяток раз с велика, то так и не научишься.

Таким образом мы тренируем различные навыки — учимся плавать, ездить на велосипеде, стоять на голове 🙂 Здесь формула простая: сделал — не получилось — сделал опять. И так пока не научишься. Лучшими учителями, которые могут подать нам пример в этом, я считаю маленьких детей. Посмотрите на ребенка — он еще не умеет читать книжки и умные статьи на тему «Как быстрее и эффективнее научиться ходить». Он просто берет и пробует. Падает, встает и опять пробует. И так пока не научится. Маленький ребенок не винит себя в том, что у него сразу не получается ходить, не жалуется окружающим. Просто берет и делает.

Но, конечно, мы все — люди разумные и можем привести 1001 и один пример того, когда описанный выше способ не работает. И будем правы! Сложным навыкам и умениям лучше обучаться у людей, которые в них профессионалы — педагоги, тренеры, коучи.

Это как, например, научиться водить автомобиль. Конечно можно прочитать книгу о том, как нажимать на педали, крутить руль и переключать скорость. Потом просто сесть в машину и начинать пробовать ездить. Но эффективнее всего и безопаснее для своего здоровья и здоровья окружающих будет попросить того, кто уже умеет водить, научить этому. Лучше вдалеке от людей, столбов и других препятствий 🙂

Вывод простой: учиться элементарным вещам лучше на своем опыте, а более сложным на чужом опыте (делая постепенно его своим). Элементарно. Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский выразил это такими словами:

Без примера ничему не выучишься. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

А какая мотивация хорошо учиться была (и есть) у вас? И какие вопросы вы бы хотели задать моему будущему гостю? Напишите в комментариях!

К записи "Учись учиться, и немного про мотивацию!" 6 комментариев
  1. Иван, привет, отличная статья.
    Про мотивацию. В школе учился на отлично. Не знаю зачем, какая была мотивация… В начальной школе было все легко, практически одни «пятерки», позже было как-то неловко ))) учиться хуже, чем раньше. Вот и вся школьная мотивация, приведшая к серебряной медали.
    А вот сейчас мотивация совсем другая. Появилось понимание цели жизни, выстроился план действий на ближайшие годы, и цель с планами являются лучшими мотиваторами для меня, чтобы обучаться. А обучаться есть чему )))

    • Про неловко учиться хуже, чем раньше — это в точку. То же самое было и у меня, Тарас!
      Согласен с тобой, что цель с планами, а главное потенциальный результат — это лучшие мотиваторы!

  2. Статья наверное правильная, хотелось бы добавить, кроме мотивации, еще необходимо найти хорошего учителя, мастера своего дела,а то так можно учиться вечно, а мастерства не достигнуть.

  3. На собственном опыте могу сказать, что не плохой мотивацией работе служить материальное поощрение. Иногда приходится дополнительно обучаться, уже имея специальность и опыт работы. И очень хорошо когда твои труды оценивают по заслугам.

    • Катерина, эти отношения с работодателем называются win-win. Т.е. когда и Вы и работодатель выигрывает от повышения уровня Ваших знаний. К сожалению, далеко не все работодатели понимают это

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки    //    Войти   //    Вверх